Восприятие  драмы


И все же восприятие этой драмы как отражающей только определенную политическую идеологию вряд ли справедливо. Под оболочкой сюжетного противостояния (строптивый принц и мудрый государь) скрывается иная конфликтная формула. Трезвому расчету и рационально взвешенным поступкам курфюрста противостоит сомнамбулический мир принца. Центральный герой предстает своего рода «марионеткой», исполняющей волю чувственной, сновидческой сферы. Любопытно, что в конце пьесы «видения» принца, посетившие его в начале событий, становятся явью: он увенчан венком как победитель и получает в жены свою возлюбленную как высшую награду. «Не сон ли это?» — вопрошает принц Гомбургский в конце драмы и слышит в ответ: «Конечно, сон, а что же еще?

В определенной мере возможно оценить драматургическое движение Клейста и как своеобразное возвращение к некоторым просветительским идеям (столкновение чувства и долга), к поэтике просветительского театра.

В «Принце Гомбургском» он пытается отыскать точку соприкосновения страстной, порывистой личности и холодного, рационально устроенного мира, ту точку, которая позволила бы человеку воплотить свои неистовые стремления и желания вопреки узким рамкам жизненной реальности и одновременно оживить, динамизировать эту реальность. В личной биографии столкновение поэта с реальностью

завершилось трагедией: в 1811 г. Генрих Клейст, встретивший лишь холодное недоброжелательство со стороны прусского короля в ответ на свои искренние и глубокие патриотические порывы, покончил жизнь самоубийством.

Существенные изменения, внесенные гейдельбергскими романтиками в романтическую художественную систему, не были связаны исключительно с социально-историческими событиями того времени. Основания для полемики с раннеромантической этикой и эстетикой коренились в самом романтическом мировосприятии. Несомненно, наиболее жесткойкритике подвергалось универсально-оптимистическое начало в раннем романтизме, сформировавшееся не без влияния просветительской философии, хотя и принявшее совершенно иные формы.

Одной из самых острополемических, порожденных раннеромантической культурой из своих недр, и одновременно одной из самых загадочных книг является небольшой по объему роман, озаглавленный «Ночные бдения» (другой перевод — «Ночные дозоры»), вышедший в свет в 1804-1805 гг. и подписанный псевдонимом Бонавентура, псевдонимом, который окончательно не раскрыт и до настоящего времени.

Произведение это странное и блестяще исполненное. В нем ощущается особый полемический накал, связанный с безоговорочным опровержением ценностных построений раннего романтизма. При этом в художественном смысле «Ночные бдения» — образец романтического романа с ослабленной событийной структурой.

2014-05-19 00:24:54
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх