В условиях полуфеодальной общественной организации


Разумеется, в условиях полуфеодальной общественной организации, при общей экономической отсталости Германии пресса 1830-х годов вряд ли могла сделаться активным инструментом политической агитации и пропаганды: именно общественно-политические темы находились под строгим цензурным запретом. Журналистская активность младогерманцев разворачивалась поэтому в основном в области литературной (реже — театральной) критики.

Младогерманцы наполнили конкретным, практическим смыслом выдвинутый Л. Берне лозунг связи литературы с жизнью. Современная литература должна, по их мнению, совершить переворот в общественном сознании, направив его на рельсы передовой, прогрессивной идеологии. Неотвратимое следствие изменения общественного сознания — изменение «несвободных» общественных условий. Революция для «Молодой Германии» — «дочь литературы».

Наиболее современным видом литературы младогерманцы считают прозу, написанную на общедоступном «разговорном немецком» (Т. Мундт). Именно прозаическое произведение, в соответствии с системой эстетических представлений молодых литераторов, обладает способностью воздействовать не только на сознание отдельных индивидуумов, но и на массовое сознание. Главой новой прозаической школы в немецкой литературе провозглашается Гейне-эссеист. Лирика считается отжившим родом литературы. Драма находит свое признание у младогерманцев лишь в 1840-е годы, после отмены цензурных ограничений.

Всесторонней критике подвергаются Гёте и романтики. Вслед за Л. Бёрне младогерманцы ставят в упрек великому классику низкопоклонство, личный эгоизм, аристократические наклонности и недостаточную политическую активность. Романтизм воспринимается в целом как реакционное течение. Здесь младогерманцы опираются опять-таки на мнение Бёрне: «Чем несвободнее народ, тем романтичнее его поэзия». По мнению представителей «Молодой Германии», романтики игнорировали насущные общественно-политические проблемы, бежали от них в мир средневековья и абстрактной мечты. Критикуются националистические устремления и «католический дух» позднего романтизма.

Художественное творчество младогерманцев представлено главным образом романной прозой. Ведущими романистами этого литературного объединения были Карл Гуцков  и ГенрихЛаубе. Две ведущие идеи —эмансипация женщины и критика христианской религии — стоят в центре первого романа Гуцкова «Валли, сомневающаяся» (1835). Роман вызвал череду разгромных рецензий сторонников консервативного лагеря и послужил одним из главных поводов к запрету «Молодой Германии».

Едва ли не более важное значение, нежели сам сюжет, приобретает в этом «романе идей» небольшое приложение к нему, озаглавленное автором «Откровения о религии и христианстве». Решительно и отчетливо формулируется здесь требование демифологизации христианства: «наш век хотя и политичен, но не безбожен.

2014-09-19 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх