В пределах бюргерских представлений


Другую пару Зеппе должен, по указанию домового, оставить на обочине дороги: та, кто ее найдет и наденет, будет сапожнику любящей и работящей женой. Скромный достаток и прочное, долговременное семейное счастье как награда Зеппе за доброту и честность лежат в пределах бюргерских представлений о довольстве и благополучии. Мёрике, относясь к идеалам и ценностям героя с мягким юмором, не опровергает их и доводит сказку до счастливого конца: соединения Зеппе с его суженой Броне.

Новелла «Моцарт на пути в Прагу» (1855) — высшее достижение Мёрике-прозаика. Как и в «Художнике Нольтене», главные мотивы этого произведения — тема искусства и художника и проблема отношения искусства к действительности. Однако в художественной обработке этих мотивов в «Моцарте на пути в Прагу» писатель уже не зависит от романтических образцов.

Новелла повествует об одном дне из жизни гениального венского композитора и музыканта В. А. Моцарта (1756-1791), совершающего вместе с женой Констанцей осенью 1787 г. путешествие в Прагу для участия в премьере только что написанной оперы «Дон Жуан». Поездка Моцарта в Прагу — плод поэтического воображения Мёрике, так же как и центральный эпизод новеллы: пребывание четы Моцартов в графском поместье, случайно совпавшее с празднованием помолвки племянницы графа, музыкально одаренной Евгении с молодым соседом-помещиком.

Моцарт и его бессмертные произведения, исполняемые на праздничном вечере самим композитором и Евгенией, иногда при участии всего остального общества, представительствуют в новелле Мёрике за искусство как таковое, за гармонически прекрасное начало жизни. При этом образ великого композитора и образ его музыки выступают как двуслойные, двуликие явления. Искусство понимается, с одной стороны, как начало, гармонизирующее общество, сплачивающее его. Коллективное наслаждение музыкой либо совместное музицирование интегрируют отдельную, обособленную личность в общественное бытие. Примеры такой интеграции — исполнение Евгенией отрывков из «Свадьбы Фигаро», а также трио, спонтанно составившееся из Моцарта, графа и молодого лейтенанта, графского сына.

С другой стороны, в противовес «сплачивающей», интегрирующей функции, музыка в ее гениальных, вершинных проявлениях — это всегда начало, обосабливающее отдельную личность от общества, оставляющее человека наедине с самой глубокой и серьезной мыслью: мыслью о смерти. Отъединяющая, дезинтегрирующая функция музыки становится очевидной в момент исполнения Моцартом финала «Дон Жуана». Эстетическое наслаждение соединяется здесь даже у «среднего» слушателя со сладким трепетом и ужасом от соприкосновения с некими «запредельными» истинами, недоступными обычному человеческому рассудку и непозволительными для него.

Тонко чувствующая Евгения воспринимает музыку «Дон Жуана» как предсказание скорой, неминуемой кончины Моцарта.

2014-09-15 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх