Общественно-политическое содержание


Непосредственной подготовкой реализма в литературе было сформулированное Г. Гейне и писателями «Молодой Германии» требование обращения к «духу времени», стремление наполнить художественное произведение актуальным общественно-политическим содержанием. Творчество Г. Бюхнера становится стихийным прорывом к реалистическому видению истории («Смерть Дантона»), жизни низших слоев общества («Войцек»), процессов человеческой психики («Ленц»). Реализм «детали»: пристальное внимание к природному и бытовому окружению человека отличает прозу и поэзию немцев А. фон Дросте-Хюльсхоф и Э. Мёрике, австрийца А. Штифтера, швейцарца И. Готхельфа.

При всей близости литературы эпохи Реставрации к реалистическим формам отображения жизни она остается все же, в основных чертах, в рамках дореалистической эстетики.

Продолжая и трансформируя традицию веймарского классицизма и романтизма и предвосхищая многие установки реализма, словесная художественная культура Реставрации обладает и рядом специфических черт, не сводимых к эстетике предшествующего или последующего литературных направлений.

Одна из ключевых черт литературы 1815-1848 гг. обращение к культурным ценностям XVIII в. Многие важные качества художественной словесности Просвещения, интенсивно опровергавшиеся романтиками на рубеже XVIII-XIX вв., теперь вновь становятся актуальными, «реставрируются», как в виде откровенной публицистичности и дидактичности, каковой не чуждались подчас и самые выдающиеся представители пост- романтической литературы (Гейне, Штифтер, Грильпарцер-прозаик), так и в виде сентиментально-идиллических утопий (Готхельф, Мёрике), а также в виде стернианской иронии, которая воспринималась и усваивалась через творчество Жан Поля (Иммерманн, Гейне, ранний Штифтер). Возвращается, во многом благодаря деятельности Гейне и «Молодой Германии», уважение к документальным и «околохудожественным» формам путевых заметок, переписки, литературно-критических эссе. В ограниченных масштабах восстанавливаются в своих правах критикуемые романтиками «риторические» формы искусства слова, например героический и комический эпос, высокая трагедия, басня про спилковые краги , идиллия.

Имея некоторые общие черты, литература Германии, Австрии и Швейцарии во второй трети XIX в. развивается в основном самостоятельно. Об одном-единственном литературном направлении, течении или школе внутри каждой отдельной литературы говорить также не приходится. Известная «двойственность», «двунаправленность» политической и культурной атмосферы в эпоху Реставрации с неизбежностью порождала поляризацию литературного контекста, в зависимости от положительного (или всего лишь лояльного) или критически- оппозиционного отношения к официально провозглашаемым общественным ценностям.

2014-09-04 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх