Молодая Германия


«Молодая Германия» никогда не оформлялась организационно как литературная школа с собственной эстетической программой, хотя все шесть представителей этого течения были связаны некой «общей родственной тенденцией» (Лаубе), проявлявшейся в их публицистической, литературно-критической и художественной деятельности. Во-первых, общим для всех младогерманцев был импульс, вызвавший к жизни их литературную активность, — Июльская революция во Франции 1830 г. Во-вторых, общими были ощущение конца «старой» культурной традиции и насущная потребность в новом содержании и новых формах художественного творчества. В-третьих, литературная активность младогерманцев проявлялась похожим образом: все они подвизались на поприще журналистики и являли собой новый для Германии тип профессионального писателя — автора, зарабатывающего свой хлеб пером и потому пишущего много, активно и в разных литературных жанрах.

Тремя важнейшими программными положениями младогерманцев были лозунг общественно-политической свободы, требование свободы прессы и призыв к связи литературы с жизнью.

Лозунг свободы не носил откровенно революционного характера, т. е. не выступал призывом к насильственному изменению общественных условий. Это было скорее требование духовной, моральной революции, долженствующей привести к всестороннему обновлению общества. В центре литературной и философской дискуссии младогерманцев стояли популярные французские общественно-политические теории, в частности идеи сен-симонизма. Лозунг свободы конкретизировался в требованиях эмансипации плоти (свободная любовь и гражданский брак противопоставлялись реставрационным идеалам патриархальной семейственности), эмансипации женщины (опять- таки в противовес консервативным идеалам хранительницы домашнего очага, верной супруги и матери) и эмансипации индивидуума от существующих форм христианской религии.

Именно эти, шедшие вразрез с официальной политикой, тенденции повлекли за собой запрет сочинений младогерманцев в 1835 г и . В соответствующем решении бундестага «Молодой Германии» ставились в вину «нападки на христианскую религию», «поношение современных общественных устоев», «разрушение приличий и нравственности», «вредные устремления, сотрясающие основы законности и порядка».

В сравнении с несколько отвлеченным лозунгом общественной свободы требование свободы прессы наполнялось у младогерманцев более конкретным, действенным содержанием. Во многом благодаря «Молодой Германии» в Немецком Союзе в 1830-е годы закладываются начала института общественного мнения как средства политической борьбы. Талантливые и предприимчивые журналисты К. Гуцков и Г. Лаубе, несмотря на жестокие цензурные ограничения и преследования властей (оба приговаривались в разное время к нескольким месяцам тюрьмы), не оставляли своей профессии в течение многих лет, создавая взамен закрываемых властями все новые и новые периодические издания. Сейчас на месте их собарний можно купить матрасы на метро Павелецкая .

2014-09-18 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх