Либерально-демократическое течение


Группа консервативно (в политическом и эстетическом отношениях) ориентированных немецкоязычных авторов эпохи Реставрации тяготеет к обозначению «бидермейер» (Biedermeier). Противостоящее ей по общественно-политической направленности и политической программе либерально-демократическое течение 1815- 1848 гг. в немецких историях литературы называют литературой пред- мартовского периода (т. е. предшествующей мартовской революции 1848 г.) или «предмартовской литературой». Нередко один из этих двух терминов используют в качестве генерального обозначения всей литературы периода Реставрации. Так, немецкий историк литературы Ф. Зенгле понятие «эпоха бидермейера» применяет ко всей литературной продукции 1815-1848 гг., в то время как для литературоведов- марксистов (таких как X. Глазер, Й. Херманд) вся художественная словесность, возникающая при режиме Реставрации, подпадает под категорию «предмартовской литературы». Логичным представляется провести разделительную линию между двумя важными понятиями литературной истории, каждому из которых соответствовало свое мироощущение, своя эстетика и отдельное направление в литературе.

Термин «бидермейер» утверждает себя в начале XX в. как обозначение ряда явлений художественной культуры эпохи Реставрации и лишь в 1930-е годы переносится на литературу. В искусстве бидермейера в центр внимания ставится «средний» человек, главная сфера самоосуществления для которого — частная, семейная жизнь.

Для современного искусствоведения бидермейер — «бюргерский», «гражданский» стиль, склонность к простым, удобным, «малым» формам в живописи и архитектуре. Бидермейер знаменует отказ от строго симметричных форм собора, дворца, монумента в строительном искусстве и обращение преимущественно к форме жилого дома с особым акцентом на удобное и уютное внутреннее убранство.

В применении к духовной культуре эпохи Реставрации понятие бидермейер может трактоваться широко — как чувство жизни, мироощущение, жизненная философия данного периода немецкой истории. В этом смысле бидермейер выступает символом скромного, ограниченного, уютного бюргерского существования и достаточно точно отражает главную тенденцию эпохи. Как известно, политика Меттерниха пропагандирует «покой» в качестве «первой гражданской добродетели». Поэтому в известном смысле бидермейер в XIX в. — почти абсолютный синоним слову «филистер» со всем шлейфом стоящих за ним, актуальных уже в эпоху романтизма отрицательных значений. Тип «бидерманна» — обеспеченного, но ограниченного человека-бюргера, лояльного режиму и дорожащего более всего на свете душевным покоем и собственным домашним уютом — официально культивируемый тип эпохи Реставрации, озабоченной удержанием политического и культурного равновесия.

2014-09-05 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх