«Высокий» бидермейер


Утверждающийся в последнее время термин «бидермейер» (или «высокий» бидермейер), напротив, достаточно точно обозначает ведущую тональность творчества двух авторов. Бидермейер — близкое действительности, «правдивое», но скромное по масштабам искусство. Это уже не романтизм, так как субъективное начало приглушается, уходит на второй план, уступая место объективным ценностям бытия. Но это еще не реализм, порождающий социальный роман европейского стандарта (Бальзак, Диккенс, Достоевский). Действительность воспринимается в бидермейере не в масштабном социальном, но в «онтологическом» своем измерении: природа, бытовое окружение человека, социальная среда в узком смысле слова (сельская община, семья).

Аннета фон Дросте-Хюльсхоф сознательно и последовательно представляла «консервативную» линию литературы 1815-1848 гг. Аристократка и убежденная католичка, она крепко держалась за патриархальные ценности (они же официальные ценности эпохи Реставрации): «родина», «семья» и «религия» и выступала против разлагающего традиционные устои общества атеистического и космополитического «современного духа». Яркий пример полемики Дросте с восходящими к «Молодой Германии» либерально-демократическими тенденциями — ее поэтический цикл «Современные картины» (1844).

Жизнь и творчество Дросте были тесным образом связаны с равнинной частью Вестфалии, местностью вокруг Мюнстера. Здесь, в родном «дворянском гнезде», проходит бедная внешними событиями молодость Дросте. Переезд после смерти отца в 1826 г. в материнское поместье Рюшхауз ничего не меняет в уединенном существовании писательницы, всю жизнь проведшей в тесном кругу семьи, под строгой опекой властолюбивой и набожной матери. В последнее десятилетие жизни Дросте трижды подолгу гостит у замужней сестры в Меерсбурге на Боденском озере. С пребыванием в Меерсбурге в 1841-1842 гг. связано одно из наиболее глубоких переживаний писательницы: поэтическая влюбленность в молодого литератора Левина Шюкинга, ставшая источником многих лирических стихотворений. Здесь же, в Меерсбурге, Дросте умирает в мае 1848 г., в самый разгар революционных беспорядков в Немецком Союзе.

Из поэтического наследия писательницы наибольшего внимания заслуживают создаваемый в течение двадцати лет сборник «Церковный год» (1820-1840) и лирический цикл «Степные картины» (1841- 1842); вершиной прозаического творчества Дросте выступает новелла «Еврейский бук» (1842).

Поэтический цикл «Церковный год» состоит из 72 «песен», каждая из которых соответствует какому-либо празднику католического церковного календаря: «Первый адвент», «Сочельник», «Рождество», «День всех святых», «Чистый четверг» и др. Два главных героя этого собрания стихотворений — всесильный и всемилостивый Бог и лирическое «я» поэтессы, исповедующейся перед Всевышним.

2014-09-09 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх