«Молодая Европа»


«Молодая Европа» (1833-1837) Г. Лаубе, наряду с «Рыцарями духа» К. Гуцкова, — еще один вариант младогерманского «современного романа», написанного на этот раз в эпистолярной форме. В письмах героев (друг к другу) обсуждаются все центральные темы младогерманского движения: самоопределение женщины, право субъекта на чувственное наслаждение в любви, религиозная эмансипация, национальная независимость народов.

Подобно писателям «Молодой Германии», «предмартовские поэты» критически относились к существующему режиму и литературным идеалам прошлого. Однако в отличие от Л. Винбарга, К. Гуцкова и Г. Лаубе ведущие представители оппозиционной политической лирики 1840-х годов, как правило, более конкретны в формулировании своих общественных и политических идеалов. Их стихи, известный противовес младогерманскому идеалу «прозы», актуальны по содержанию и доступны по форме; они завоевывают самые широкие слои читающей публики.

Первые образчики политической лирики появляются в Германии еще до зарождения «предмартовского течения», в начале 1830-х годов. На волне общенациональной солидарности с поверженными

польскими повстанцами из-под пера известных поэтов (Платен, Шамиссо, Ленау) выходят многочисленные «польские песни».

Реальной общественно-политической предпосылкой зарождения и распространения «предмартовской поэзии» в начале 1840-х годов выступает восшествие на прусский престол в 1840 г. Фридриха Вильгельма IV, с фигурой которого связывались ожидания либеральных реформ. Оживление общественной активности и рост интереса к политической лирике связаны также с возобновлением (в связи с территориальными претензиями Франции) дискуссии о левом береге Рейна, отошедшем после разгрома Наполеона к Германии.

Патриотические (требование объединения Германии) и либераль- но-демократические лозунги определяют «первую волну» «предмартовской лирики». Ее центральными фигурами стали Август Генрих Гофман фон Фаллерслебен  со сборником «Неполитические песни» (1840) и Франц Дингелыитедт  с лирическим циклом «Песни космополитического ночного стража» (1841).

Для обоих стихотворных собраний характерна сдержанная, ироническая критика политического режима: цензурных условий, привилегированного дворянского сословия, полиции. И Фаллерслебен, и Дингелыитедт ориентируются по преимуществу на «бюргерского» читателя, представителя «среднего» слоя общества, и выбирают поэтому не тон активного протеста, но созерцательную, политически неотчетливую позицию. Ориентируясь в стиле на патриотическую лирику эпохи завоевательных войн (Уланд, Кернер), а в ритмике и строфике — на народную песню, Дингелыитедт и Фаллерслебен добиваются неслыханного успеха у читающей публики.

2014-09-20 00:00:00
Похожие записи:

гостевая книга admin@v-mayakovsky.com наверх